Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
61, С. 464-473 опубликовано: 25 августа 2025г. 


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(С.-Петербургской епархии и митрополии), находится в С.-Петербурге.

1845-1917 гг.

Новодевичий в честь Воскресения Христова монастырь. Фотография. Нач. XX в.
Новодевичий в честь Воскресения Христова монастырь. Фотография. Нач. XX в.

Новодевичий в честь Воскресения Христова монастырь. Фотография. Нач. XX в.
Имп. Николай I Павлович решил «для улучшения народной нравственности» и к 100-летию основания санкт-петербургского Воскресенкого Смольного Новодевичьего женского монастыря возродить в столице женское монашество (указ от 14 марта 1845). Значительное усердие в этом деле проявили вел. кнж. Ольга Николаевна (впосл. королева Вюртембергская), обер-прокурор Синода гр. Н. А. Протасов (Пратасов), благотворители гр. А. А. Орлова-Чесменская, купец В. Ф. Громов, кнг. Т. Б. Потёмкина, С. Г. Энгельгардт, А. Н. Муравьёв и др. 5 апр. 1845 г. настоятельницей С.-П. Н. м. митр. Антоний (Рафальский) определил монахиню Горицкого в честь Воскресения Господня женского монастыря Феофанию (Готовцову; 1787-1866), «ревностную к богослужению, неутомимую в трудах, примерную в житии и кротости нрава». Сестры сначала поселились при Благовещенской ц. на Васильевском о-ве. Новым местом для обители государь определил пустырь и парк близ Московской заставы площадью 53 дес. 1401 кв. саж., обещав инокиням, что сам будет «инженером» при постройке мон-ря. 27 марта 1847 г. он поручил составление проекта архит. Н. Е. Ефимову, его помощниками были Р. А. Желязевич и К. И. Реймерс. Из казны на постройку ежегодно выдавалось 25 тыс. р. Первым зданием на новом месте стала деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, освященная 10 окт. 1848 г. еп. Нафанаилом (Савченко) в присутствии чудотворного образа из столичного Казанского собора. В 1849 г. в распоряжение Строительного комитета поступило 289 362 р. 38 к. (из них 200 тыс. р.- из строительного капитала духовного ведомства), проценты от монастырских сумм и компенсация в 80 тыс. р. за бывш. монастырский дом на Васильевском о-ве; в том же году построили деревянные кельи. Весной 1849 г. началось строительство каменных зданий, 3 нояб. император в присутствии цесаревича Александра Николаевича положил 1-й кирпич в основание монастырского Воскресенского собора. Чин закладки совершил митр. Никанор (Клементьевский). Через 5 лет монахини переселились в новый, каменный корпус, но строительство собора затянулось из-за нехватки средств. Его удалось продолжить благодаря усердию игумении, подрядчика М. Ф. Кононова и благотворителей В. Ф. и И. Ф. Громовых. Временное пребывание при Благовещенской ц. инокинь во главе с игум. Феофанией закончилось в 1854 г., когда этот храм был возвращен приходу.

Главный престол освятил митр. Исидор (Никольский) 2 июля 1861 г. в честь Воскресения Христова. Пять приделов были посвящены Успению Пресв. Богородицы (освящен 30 июля 1861), арх. Михаилу (освящен 19 авг. 1862, на 1-м этаже, в память о дочери игум. Феофании), Всем святым (16 сент. 1862, на хорах; устроен игум. Феофанией и Энгельгардт), свт. Николаю Чудотворцу (16 июня 1861; на хорах, устроен казначеей мон. Варсонофией (Крымовой), ближайшей сподвижницей игумении). Святынями собора являлись икона Воскресения Христова с частицами от Гроба Господня и мощей святых; в Михаило-Архангельском приделе - Нерукотворный образ Спасителя (XVI в.) из «сокровищницы московских царей», к-рым, по преданию, царь Иоанн IV Васильевич Грозный благословил сына Феодора (в мон-рь икона была передана наследниками фельдмаршала Б. К. Миниха), и семейные иконы Ерофеевых, родственников игум. Евстолии, в Успенском приделе - семейные иконы Ушаковых, включая чтимую Казанскую икону. Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия» написала игум. Феофания (Готовцева), будучи ризничей в Горицком мон-ре в 1824 г. (серебряная позолоченная риза для нее устроена в 1866).

Собор Воскресения Христова. 1849–1861 гг. Архит. Н. Е. Ефимов. Фотография. Нач. XX в.
Собор Воскресения Христова. 1849–1861 гг. Архит. Н. Е. Ефимов. Фотография. Нач. XX в.

Собор Воскресения Христова. 1849–1861 гг. Архит. Н. Е. Ефимов. Фотография. Нач. XX в.
Церковь в сев. крыле при больнице и трапезной была посвящена Трем святителям (1850-1854), 10 тыс. р. на ее устройство пожертвовал незадолго до своей кончины крестьянин Василий Чижов. В церкви пребывала икона Божией Матери «Благоуханный Цвет», пожертвованная горицкой схим. Маврикией (Щулепниковой) - старшей сестрой игум. Феофании. В юж. крыле располагался храм в честь Ватопедской Афонской иконы Божией Матери. Его посвящение связано с наиболее почитаемым образом - списком чудотворной иконы из мон-ря Ватопед «Отрада, или Утешение». В 1850 г. с Афона специально в С.-П. Н. м. приехал иером. Серафим (Веснин; в схиме Сергий) Святогорец, подвижник и духовный писатель. Он обещал игум. Феофании, что «Владычица Сама придет». Иером. Серафим проводил список чудотворной иконы на корабль до К-поля, а оттуда для скорости решил отправить его в С.-Петербург по почте, что едва не привело к его пропаже. На обороте иконы была сделана надпись, от имени афонских старцев призывавшая «благодать и спасение… на царственный град Св. Петра и на Державный Дом и на всю Россию от конец и до конец ея». Церковь Ватопедской иконы Божией Матери была заложена 10 июля 1850 г. (проект Н. Е. Ефимова и А. И. Штакеншнейдера, автора проекта иконостаса; благотворитель постройки - гр. Протасов) и 27 июня 1854 г. освящена митр. Никанором. Здесь инокини круглосуточно читали Псалтирь, перед иконой совершались акафисты и молебны, панихиды о воинах, в частности погибших во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. Игуменский корпус, примыкающий к церкви, получил название Афонского.

С.-П. Н. м. стал крупнейшим в столице ансамблем в тоновском стиле. Величественные корпуса, расположенные вдоль Царскосельского (ныне Московского) проспекта и соседнего участка с юж. стороны, сочетают в себе классицистическую строгость и симметрию, имеют декоративное убранство в стиле рус. храмов ХV-ХVI вв. В центре комплекса возвышается 2-ярусный Воскресенский собор с приделами и лестничным объемом, увенчанный луковичными главами на высоких световых барабанах - массивной главной на 16-гранном барабане, с 8 полуциркульными окнами, и на филенчатом восьмерике и с поясом кокошников в завершении, и 4 малыми. Восьмистолпный храм с высоким цоколем имел высоту до 45 м. Он представляет собой обобщенный тип 5-главого «кремлевского собора» в трактовке К. А. Тона. Обе малые церкви также увенчаны пятиглавием, оформлены кокошниками и арочными элементами, имеют колокольни с высокими шатрами на восьмериках звона, в основании к-рых - массивные четверики, декорированные бифориями. Строгая, восходящая к классицизму симметрия построек - кубического объема собора с фланкирующими его по сторонам церквами - сочеталась с отделкой в стиле «итальянизирующего» направления рус. зодчества XV-XVI вв. Ефимов использовал характерные для Тона знаковые элементы 1-го этапа рус. стиля. Полукруглые кокошники с раковинами в тимпанах на фризе напоминают декор Архангельского собора Московского Кремля, применены также килевидные кокошники, в декоре 1-го яруса - наличники с разорванным фронтоном и центральным зубцом. Фигурный сандрик навершия опирается на полуколонки с муфтами-перехватами. Спаренные полуколонки оформляют оба яруса, но на 2-м они декорированы капителями. В плане собор прямоугольный, с полуциркульной в плане алтарной апсидой. Пространство разделено 4 рядами колонн на 5 нефов, центральный из которых - 2-светный, с 3 сторон - хоры. Золоченый резной 5-ярусный иконостас 14-метровой высоты в русском стиле по центральной оси завершала большая икона «Воскресение Христово» в киоте с 3-частным килевидным кокошником. Б. М. Кириков отмечал, что «сооружения Тона и Ефимова составили первую и определяющую фазу архитектурной русификации Петербурга» (Кириков Б. М. Храм Воскресения Христова // Невский архив. М.; СПб., 1993. Вып. 1. С. 210).

Ефимов скоропостижно умер в 1851 г., могила его стала одной из первых на монастырском кладбище. Завершали строительство гражданский инженер Л. Л. Бонштедт (1822-1885), старший архитектор 1-го округа Главного управления путей сообщения и публичных зданий, с нояб. 1852 г.- старший архитектор Синода Н. А. Сычёв (1816-1904) при участии архит. А. С. Кудинова. Из строительного капитала духовного ведомства было дополнительно ассигновано 142 723 р. Сычёв не только руководил достройкой собора в 1856-1861 гг., но и проектировал 5 его иконостасов, интерьеры церквей Трех святителей и Ватопедской Афонской иконы Божией Матери, позднее - проектировал и строил 3 монастырских корпуса. Сычёв был награжден чином статского советника, худож. акад. Г. И. Яковлев - орденом св. Анны 3-й степени. Купец Громов за пожертвованные им дополнительно 15 тыс. р. получил благословение Синода. 5 апр. 1852 г. игумения была награждена золотым наперсным крестом с бриллиантами.

Игум. Феофания являлась восприемницей при крещении и миропомазании некоторых Высочайших особ (напр., вел. кнг. Александры Петровны Ольденбургской, мон. прп. Анастасии Киевской, принцессы Цецилии (Ольги Феодоровны) Баденской), посещавших впосл. обитель. На освящении Афонской ц. молились вел. княгини Мария Николаевна, Александра Иосифовна и герцогиня Лейхтенбергская Мария Максимилиановна. Вел. кнж. Ольга Николаевна, с именем к-рой связывают возрождение жен. монашества в столице, посещала игум. Феофанию 18 июля 1849 г. на Васильевском о-ве, в 1853, 1855, 1856 и 1858 гг., когда осматривала ризницу Воскресенского мон-ря и мастерские, и пожелала взять с собой в Штутгарт копию работы сестер обители с петровской иконы Спасителя. Она, как и игумения, особо почитала икону Божией Матери «Отрада, или Утешение».

В 1866 г., в последний год жизни игум. Феофании, ее посетили наместник Троице-Сергиевой лавры архим. прп. Антоний (Медведев) и митр. Киевский Арсений (Москвин). Тогда же в мон-ре была написана икона блгв. кн. Александра Невского для благотворительницы Потёмкиной. Игумения безвыездно прожила в столице 21 год. Игум. Феофания много занималась наставлением сестер обители, благотворительной деятельностью, напр. устройством сирот в школы и ин-ты, помогала приютам и богадельням. Частично опубликованы письма к ней Высочайших особ, письма и наставления архиеп. Воронежского Антония (Знаменского), архимандритов Александрова Свирского в честь Святой Троицы мужского монастыря Варсонофия (Морева), прп. Феофана (Соколова), архим. Иннокентия (Порецкого), архим. Фотия (Спасского), Орловой-Чесменской и др. Тесная духовная дружба связывала ее с секретарем санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни, историком П. П. Яковлевым, к-рый постоянно поддерживал ее в дни болезни. После кончины игумении 16 мая 1866 г., в Свято-Духов день (как она и предсказывала), отпевание в монастырском соборе совершили еп. Аполлос (Беляев) и архим. Игнатий (Малышев). Она была похоронена у алтаря Воскресенского собора.

Настоятельницей обители с 31 июля 1866 до 1886 г. была игум. Евстолия (Ерофеева; 31 июля 1811 - 19 дек. 1886), дочь купца из Сергиева Посада. 28 окт. 1832 г. она была пострижена в рясофор в Горицком мон-ре, 25 мая 1847 г.- в мантию в С.-Петербурге. В 1874-1893 гг. были расширены корпуса обители, отремонтирован собор. Строительство в рус. стиле с элементами классицизма велось по проектам В. Ф. Геккера, Ф. К. Пирвица и В. Р. Курзанова. В 70-х гг. XIX в. собор был расписан худож. А. А. Колчиным на холстах. В 1873 г. по инициативе потомственного почетного гражданина купца Г. М. Петрова в подвале-усыпальнице собора был устроен придел во имя свт. Григория Нисского и прп. Феодосия Печерского (архит. Г. И. Карпов; освящен 5 апр. 1877). В усыпальнице были похоронены жертвователи Феодосия (1875) и Григорий (1881) Петровы, Апраксины, Демидовы, Норовы, Трубецкие, Шаховские и др.; всего устроено 19 склепов. В 1873 г. солистка Мариинского театра М. М. Степанова преподнесла Афонской иконе бриллиантовую брошь, подаренную ей императором за ее талант. В 1885 г. 26 монахинь сумели собственноручно очистить и вызолотить главный купол монастырского собора. Игумения организовала приют для девочек-сирот с 8-классным уч-щем, привела в порядок кладбище. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. сестры участвовали в деятельности об-ва Красного Креста, шили одежду для раненых и больных воинов. Игум. Евстолия была похоронена рядом с игум. Феофанией. Управляющая монастырем в 1887 г. мон. Аполлония ходатайствовала о расширении клиросов по проекту архит. Карпова.

Настоятельница (13 янв. 1888 - 29 июля 1904) игум. Валентина (Ивановская) род. в Одессе, была дочерью полковника. С 20 лет подвизалась в новгородском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов женском монастыре, с 1875 г. восстановила Деревяницкий в честь Воскресения Христова женский монастырь. В 1889 г. в С.-П. Н. м. проживали 54 монахини и 48 послушниц, 283 богомолки. Игумения дважды награждалась наперсными крестами (в 1894 и 1900). Особое внимание уделяла благотворительности и образованию. В 1895 г. закончилось возведение дома для приходящих богомольцев и 58-метровой 4-ярусной колокольни над св. воротами (архитекторы Л. Н. Бенуа, В. П. Цейдлер; главный колокол весил 563 пуда, 2-й, пожертвованный сестрами-монахинями Феофанией и Иннокентией (Матвеевыми), из царскосельских мещан,- 250 пудов). Первый ярус-четверик колокольни был прорезан аркой св. ворот и оформлен машикулями, 2-й и 3-й - восьмерики, 4-й завершен золоченой луковичной главой. Наличники с килевидными кокошниками и полуциркульные окна соответствовали декору келий. 29 июня 1895 г. в память о благодетеле обители митр. Исидоре (Никольском) на 2-м ярусе была освящена ц. прп. Исидора Пелусиота. В 1899 г. был отремонтирован и заново расписан собор. В 1900-1901 гг. была построена 2-этажная больница для сестер у Казанской ц. на 24 кровати, там же временно располагалась церковно-учительская школа (архит. Л. П. Андреев). В деревянной 2-этажной лечебнице, пристроенной к Казанской ц., находились кабинеты: хирургический, операционный, женский, зубной, глазной, кожный, детских болезней, а также аптека. При игум. Валентине в монастыре неоднократно бывал прот. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), который причащал игум. Валентину перед кончиной и участвовал в ее отпевании вместе с митр. Антонием (Вадковским). Она похоронена также у алтаря Воскресенского собора. На 1904 г. в мон-ре проживали 75 монахинь, 58 рясофорных послушниц, 285 трудниц-богомолок.

3 авг. 1904 г. настоятельницей была выбрана игум. Антония (Рейнбот; 1855 - 27 окт. 1916), дочь надворного советника, обучавшаяся в Смольном ин-те. В 1883 г. она поступила в Новодевичий мон-рь, исполняла обязанности письмоводительницы и учительницы. В 1903 г. назначена настоятельницей староладожского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря и возведена в сан игумении, но вскоре вернулась в родную обитель. При ней, в 1914 г., собор был вновь расписан, велось строительство храма-усыпальницы в честь Казанской иконы Божией Матери с предполагаемыми приделами во имя ап. Иоанна Богослова и прп. Серафима Саровского. Постройка последнего монастырского здания - храма в визант. стиле (архит. В. А. Косяков), в подражание к-польскому храму мучеников Сергия и Вакха, началась в 1907 г. на средства тех, кто желали иметь свой семейный склеп в стенах обители. 4 мая 1907 г. проект утвердил император. Закладка церкви митр. Антонием состоялась 8 июня 1908 г., строительство закончилось в 1912 г. Храм 5-главый, центрический, его фасады были богато украшены многоцветной майоликой и бетонным декором, имитирующим резьбу по камню, отделаны кирпичом из Франкфурта. Центральный барабан опирается на массивные пилоны, отделяющие боковые галереи и притвор. С 3 сторон расположены хоры, интерьер отделан искусственным мрамором, лестница и ограждение из металла выполнены по эскизам зодчего. В крипте планировалось устроить 340 бетонных склепов. Но отделка так и не была закончена. Помимо войны и Октябрьской революции этому помешали судебные тяжбы, к-рые вел с мон-рем худож. Ф. Р. Райлян - автор (по договору от 1911) росписей в духе фресок Дионисия, фрагментарно сохранившихся (в куполе - Спас Вседержитель, «О Тебе радуется», Господские праздники в парусах и др.). В 1907 г. была открыта бесплатная амбулатория для прихожан (в 1915 ее посетили 27 706 больных), в 1914 г.- лазарет для раненых воинов в здании школы, где в 1916 г. лечилось 204 чел., мн. сестры трудились в госпиталях.

Последняя перед закрытием обители игумения Феофания (Рентель; 18 марта 1873 - не ранее 1940), дочь капитана 2-го ранга, окончила Александровский жен. ин-т, в 1903 г. поступила в мон-рь. В 1916 г. она была назначена казначеей, 13 нояб. 1916 г. возведена в сан игумении и стала настоятельницей, 25 дек. 1916 г. награждена золотым наперсным крестом. Перед 1917 г. в обители проживали 77 монахинь и 66 послушниц (по др. данным - 85 инокинь и 372 послушницы и трудницы «на испытании»); мон-рь обладал капиталом в 1,5 млн р.

С.-П. Н. м. отличался внешним и внутренним благоустройством. Он относился к 1-му классу, высшему разряду достоинства для жен. обителей. В его церквах молились императоры Николай I, Александр II Николаевич и Александр III Александрович. В 1876 г. в обители побывал браз. имп. Педру II. Как и предполагал имп. Николай I, мон-рь стал «местом святости и благочестия». Его замысел состоял в устройстве в новой столице обители, продолжавшей московскую духовную традицию. Даже внешнее подтверждение этому можно найти в архитектуре монастырских строений, особенно колокольни, построенной в подражание звоннице Ивана Великого в Москве, в названии, подчеркивающем преемственность с Новодевичьим московским в честь Смоленской иконы Божией Матери женским монастырем, и, наконец, в устройстве его на Московском тракте, за Московской заставой.

Устав, мастерские, хозяйство, благотворительные учреждения, кладбище, земельные владения

По желанию императора «деятельность монахинь не выходила за ограду монастырскую» - без особого благословения игумении сестры не покидали монастырские стены. В 3 ч. начиналась служба, включавшая утреню, она длилась 2,5 ч. В 7 ч. 30 мин. начиналась ранняя, в 10 ч.- поздняя литургия, после к-рой была общая трапеза с чтением Житий святых, а затем с чтением синодиков. До 16 ч. сестры пребывали на послушаниях. В 17 ч. начиналась вечерня, затем - чтение правила с канонами и акафистами. В 20 ч. был ужин, в 21 ч.- общее вечернее правило, а затем келейное правило. Постриг послушницы обычно принимали по достижении 40 лет.

Насельницы трудились в швейных (белошвейная, «черная», золотошвейная, ковровая), обувных (сапожная и башмачная), художественных, веночной («сухоцветов») мастерских, поварне, хлебной, квасоварне. Напротив приюта находились каменные конюшни, экипажные сараи, столярная мастерская. В северо-вост. части, за огородами, располагались скотный двор с коровником, молочная, ледник, прачечная, баня; в юж. части - каменная кладовая для муки и круп (1901). Существовали птичий двор, свинарник, пчельник.

Свято-Владимирская жен. церковно-учительская школа при Воскресенском Новодевичьем мон-ре. Фотография. 1909
Свято-Владимирская жен. церковно-учительская школа при Воскресенском Новодевичьем мон-ре. Фотография. 1909

Свято-Владимирская жен. церковно-учительская школа при Воскресенском Новодевичьем мон-ре. Фотография. 1909
Особенной известностью пользовались живописная (иконописная) мастерская и школа, к-рую возглавляли художники Г. И. Яковлев (руководитель работ в соборе, 1849-1862; рисунок в 1847-1856 преподавала Е. К. Жуковская), акад. П. И. Невзоров (в 1862-1869), худож. Колчин (в 1871-1874), акад. Н. И. Тихобразов (в июле-дек. 1874), ректор АХ Ф. И. Иордан (в 1880-1883), профессора живописи П. П. Чистяков (с 1886) и М. П. Боткин, мон. Агния, Райлян (до нояб. 1915). В 1883 г. под рук. проф. Е. А. Сабанеева была организована 4-классная рисовальная школа во главе с учительницей Е. А. Вахтер. Первыми иконописицами были переведенные в 1854 г. из Горицкого Воскресенского мон-ря рясофорные послушницы, бывш. дворовые девушки Готовцевых, впосл. монахини Артемия (Никитина; † 1856) и Лидия (Новикова). Дочери ген.-майора свиты А. А. Ушакова, впосл. монахини Аполлония и Феофания, на свои средства устроили Успенский придел собора и написали все иконы в иконостасе и на горнем месте. Мон. Феофания отвечала за живописную школу и мастерскую.

Сестры написали образа для иконостасов собора, Афонской и Трехсвятительской церквей. В мон-ре заказывали иконы для правосл. церквей ряда стран, в т. ч. Болгарии (сохр. иконостас во Введенском мон-ре г. Казанлык, в 1863), Японии (благодаря посещению мастерской осенью 1879 равноап. Николаем (Касаткиным)), для судовых церквей (напр., более 20 икон для крейсеров и броненосцев 2-й эскадры), для Красного Креста во время русско-япон. войны, для обелиска в память о жертвах взрыва на даче П. А. Столыпина в 1907 г. (он неоднократно посещал мон-рь, где погребен его отец). В школе училась япон. правосл. художница Ямасита (Ирина) Рин (1881-1883).

С 1865 г. действовала мастерская хромолитографии (преподаватель худож. Н. К. Брезе), с 1867 г. сестры работали в технике метахромотипии (Д. Г. Иловайский). После реорганизации в 1883 г. под рук. казначеи мон. Аполлонии и мон. Феофании было создано 5 отд-ний художественных мастерских: живописное с рисовальной школой, оборудованное под началом Сабанеева; золотильное (золотили доски для икон и рисовали золотом по ткани); чеканное (чеканку фона до 1870 производили в мастерской В. М. Пошехонова); шпаклевальное (готовили холсты и доски); лаковое. Под рук. мон. Феофании эти отд-ния разместились в новой пристройке к настоятельскому корпусу. В 1904 г. на Первой Всероссийской выставке монастырских работ в Таврическом дворе мон-рь был награжден большой золотой медалью «За прекрасно исполненные вышивальные и живописные работы и ковровое производство».

Церковь во имя прор. Илии на кладбище Воскресенского Новодевичьего мон-ря . 1884–1888 г. Архитекторы Л. Н. Бенуа, В. П. Цейдлер. Фотография. Нач. XX в.
Церковь во имя прор. Илии на кладбище Воскресенского Новодевичьего мон-ря . 1884–1888 г. Архитекторы Л. Н. Бенуа, В. П. Цейдлер. Фотография. Нач. XX в.

Церковь во имя прор. Илии на кладбище Воскресенского Новодевичьего мон-ря . 1884–1888 г. Архитекторы Л. Н. Бенуа, В. П. Цейдлер. Фотография. Нач. XX в.
Пользовался известностью хор обители под рук. С. А. Смирнова (организован проф. А. И. Рожновым). После преобразования хора мон. Аполлонией (Ушаковой) в 80-х гг. XIX в. он состоял из 70 сестер. Певческое и живописное отд-ния находились в том же юго-вост. корпусе, примыкающем к игуменскому, где и большинство мастерских (для пошива риз и облачений, художественные, золотошвейная, веночная, ризница и б-ка, малая поварня и просфорная). В больничном корпусе кроме больницы и аптеки размещались большая трапезная, башмачная и 2 швальные рукодельни.

Мон-рь был известен благотворительными учреждениями, в т. ч. школой при приюте на 70 девочек - бедных сирот (указ Синода от 7 мая 1873, открыта 1 нояб. 1873). Основание приюта стало возможным после пожертвования в 1871 г. С. Ф. Мышкиной, вдовой потомственного почетного гражданина, 10 тыс. р. в память о погребенных на монастырском кладбище муже и сыне. В возрасте от 8 до 16 лет девочки обучались в школе грамоте, рукоделию и пению, великолепные хоры привлекали многочисленных богомольцев. С 1884 г. действовала 8-классная школа. С 1910 г. приют был преобразован в общежительную церковноприходскую школу.

В 80-х гг. XIX в. по инициативе монастырского прот. М. А. Буткевича была открыта школа для приходящих девочек. 31 окт. 1889 г. при непосредственном участии обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева и сестер мон-ря в 2-этажном здании в рус. стиле, построенном по проекту архит. Курзанова, была открыта Свято-Владимирская образцовая школа в ознаменование 900-летия Крещения Руси (ныне: Московский проспект, 104). Земельный участок для нее пожертвовал монастырский прот. М. Буткевич; 40 тыс. р. передала купчиха А. М. Калашникова, проживавшая в мон-ре; попечительницей школы стала супруга обер-прокурора Синода Е. А. Победоносцева. С 11-летнего возраста готовили в школе учительниц церковноприходских школ для всей России. Первоначально ученицы молились в монастырской Казанской ц. В 1895 г. в деревянной пристройке к школьному зданию был освящен Введенский храм (архит. В. М. Елкашев), в 1899 г. пристройка была заменена каменной (архит. М. Т. Преображенский). По центральной оси главного фасада была воздвигнута шатровая звонница (не сохр.). В пристройке 20 дек. 1901 г. митр. Антоний (Вадковский) вновь освятил ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Иконостас был вырезан в мастерской П. С. Абросимова, иконы написаны Н. М. Софоновым, руководил отделкой интерьера проф. худож. А. Н. Новоскольцев. 13 марта 1907 г. у алтарной стены Введенского храма был погребен Победоносцев. Над местом утраченного захоронения в 1992 г. был установлен деревянный крест.

Почитаемой подвижницей С.-П. Н. м. была инокиня Исидора - странница Дарьюшка (Шурыгина Дария Александровна). Она род. в кон. XVIII в. в 12 верстах от Гориц в религ. крестьянской семье. Рано осиротев, взяла на свое попечение малолетних брата и сестру, совершала паломничества в Горицкий монастырь, где познакомилась с монахинями Феофанией (Готовцевой) и Варсонофией (Крымовой). Вырастив сестру и брата, Дарьюшка осталась одна и странствовала по св. местам Руси. Когда в 1845 г. духовные наставницы Дарьи были отозваны в С.-Петербург, она устремилась в столицу за ними, чтобы, по ее словам, «омывать слезами питерские грехи и спасать питерские души». Ее поселили в башне ограды и определили собирать пожертвования на обитель. Дарьюшка также шила из лоскутков одеяла и детскую одежду. Когда мон-рь был полностью отстроен, настоятельница убедила старицу принять постриг. Через 4 месяца, 1 июля 1854 г., инокиня Исидора после причастия скончалась в возрасте ок. 80 лет и была погребена на монастырском кладбище.

Кладбище располагается к востоку от мон-ря и его бывш. угодий. Оно было одним из самых привилегированных в С.-Петербурге. Первое захоронение, вдовы ген.-майора М. Д. Ушаковой, состоялось 10 янв. 1849 г. В 1854 г. оно было распланировано инженером Мытинским, в 1869 и 1885 гг. расширено. Продажа мест на кладбище являлась основным источником доходов обители (напр., в 1916 - 135 199 р.). На его территории стояли церкви Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1855-1856; архит. Э. И. Жибер, освящена 24 окт. 1856 митр. Григорием (Постниковым)) и прор. Илии (1883-1888; архитекторы Л. Н. Бенуа, В. П. Цейдлер, освящена 26 сент. 1888 митр. Исидором (Никольским)). Первая из них была устроена А. К. Карамзиной (урожд. Е. А. Ш. Шернваль, по 1-му браку Демидова) как усыпальница ее супруга, командира Александрийского Гусарского полка полковника А. Н. Карамзина, погибшего 15 мая 1854 г. в сражении с турками под Калафаном. Вдова истратила на постройку 30 тыс. р. серебром, пожертвовала утварь из золоченого серебра и облачения, храмовые иконы Божией Матери и Спасителя в богатой ризе с драгоценными камнями и 2 большие иконы - равноап. кн. Владимира и блгв. кн. Александра Невского. Церковь-усыпальница в виде «латинского креста» отличалась необычной планировкой: к увенчанному приземистым шатром основному объему с мощными боковыми ризалитами примыкали граненая алтарная апсида и удлиненная трапезная для отпеваний. Высокий сомкнутый свод шатра, прорезанный окнами-слухами, придавал выразительность открытому бесстолпному пространству интерьера. В Илиинской ц., к-рая была одним из лучших в столице образцов московско-ярославского стиля XVII в., по завещанию был похоронен брат и наследник В. Ф. Громова Иван Громов. На строительство 5-главого каменного храма на 100 чел. было истрачено 120 тыс. р.; фасад был облицован глазурованным кирпичом, купола сделаны из бетона. Фасады завершали 2 ряда килевидных кокошников. Дубовый иконостас в рус. стиле вырезал Леонтьев, иконы для него писал акад. В. В. Васильев. Бронзовое паникадило изготовила фабрика Морана, богатую утварь - ювелиры Постников, Овчинников и Хлебников.

Сохранились захоронения поэтов Н. А. Некрасова, А. Н. Майкова, К. К. Случевского, Ф. И. Тютчева, К. М. Фофанова, врачей С. П. Боткина, И. В. Енохина, А. А. Нечаева, А. Г. Полотебнова, Н. И. Соколова, Я. А. и Н. Я. Чистовичей и Э. Э. Эйхвальда, сестры милосердия Е. П. Карцовой, адмиралов Г. И. Невельского, К. Н. Посьета, С. С. Лесовского, А. К. Шефнера, П. Я. Шкота и Н. О. фон Эссена, генералов М. И. Богдановича, Д. П. Дохтурова, И. Л. Кривопишина, Г. О. Леера, Д. С. Мордвинова и А. Э. Циммермана, художников П. В. Басина, М. П. Боткина, М. А. Врубеля, А. Я. Головина, художественного критика А. И. Сомова, композитора Э. Ф. Направника, литераторов и издателей Н. Н. Страхова, Н. А. Пыпина, филологов А. Н. Веселовского, А. Ф. Гильфердинга, Я. К. и К. Я. Гротов, инженеров Н. А. Белелюбского и В. П. Соболевского, архитекторов А. Е. Белогруда, М. Т. Преображенского, Д. Д. Соколова, А. И. Тихобразова и И. Д. Черника, биолога А. О. Ковалевского, историков К. Н. Бестужева-Рюмина, Ф. Ф. Веселаго, П. П. Пекарского, М. И. Семевского, В. И. Сергеевича, шахматиста М. И. Чигорина, актера К. А. Варламова, востоковеда В. Р. Розена, старца Григория Ширяева и др. Могилы худож. А. А. Иванова, композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Лядова, актеров И. И. и Е. Я. Сосницких, В. В. и П. В. Самойловых, певцов Ф. И. Стравинского и И. А. Мельникова и др. в 30-х гг. XX в. были перенесены в Александро-Невскую лавру, архит. Л. Н. Бенуа - на Литераторские мостки. Предполагалось перенести прах Врубеля и Некрасова. Надгробия историкам В. А. Бильбасову, издателю А. А. Краевскому, архит. В. А. Косякову ныне условно восстановлены. Захоронения министров В. К. Плеве и В. И. Тимирязева, историков М. И. Богдановича, Д. Ф. Кобеко и Н. П. Собко, архитекторов В. Р. Курзанова и В. П. Цейдлера, генерала, худож. А. А. Бильдерлинга, адмирала Г. Г. Гейдена, художников Е. М. Бём, Г. И. Яковлева и Л. Ф. Лагорио, владельца ювелирной фирмы П. И. Сазикова, генерал-майора, автора атласов С.-Петербурга и Царского Села (ныне г. Пушкин) Н. И. Цылова, семьи Щулепниковых - родственников игум. Феофании, и других, в т. ч. клириков и сестер, утрачены. С 1849 по 1934 г. (год закрытия кладбища) на Новодевичьем кладбище было погребено примерно 26 тыс. чел.

Земельные владения С.-П. Н. м. составляли городской участок в 34 дес. 2423 кв. саж., который был в 1880 г. расширен после покупки с сев.-вост. стороны еще 19 дес. 1158 кв. саж. и в 1903 г. за счет отчуждения территории в продолжение Киевской ул. 411 саж. С севера и юга к келейным корпусам примыкали сады с прудами. На Киевской и Черниговской улицах монастырский участок был обнесен деревянным забором. Часть земель была взята у мон-ря в аренду под склад железной дороги (1899), под огороды (1903, по Черниговской ул.). В 1887 г. жена губ. секретаря Е. Г. Симонова пожертвовала обители 781 дес. земли у дер. Новина Боровичского у. Новгородской губ., к-рая сдавалась крестьянам под сенокос. За принадлежащие мон-рю рыбные ловли в устье Б. Невы в Галерном фарватере с 1845 г. отпускалось ежегодно 500 р. компенсации и 941 р. 97 к. штатной суммы, с 22 апр. 1863 г. обитель получала 486 р. штатных в год (все до указа Синода от 28 янв. 1906, отменившего выплаты). В 1916 г. мон-рю принадлежало 10 дес. 170 кв. саж. обрабатываемой земли.

С.-П. Н. м. был «рассадником» иночества в пределах С.-Петербургской епархии. Как мон-рь (1889-1899) и монастырская ферма (1899-1906), с 9 февр. 1906 г.- как самостоятельный мон-рь существовала Вохоновская Мариинская обитель. Небогатая обитель с деревянными постройками и ц. равноап. Марии Магдалины (1884; архит. С. В. Садовников; русский стиль; снесена в 1941) располагалась на участке в 6 дес. 1377 кв. саж. среди соснового леса, пожертвованном дворянином А. П. Платоновым (мыза Вохоново Царскосельского у. (ныне деревня Гатчинского р-на)). В 1889 г., с устройством обители, в Вохоново были переведены мон. Аполлония, получившая сан игумении, и мон. Феофания. Там были созданы иконописная, золотошвейная мастерские, молочное хозяйство, разбиты огород и сад. Др. дочерний мон-рь - Пятогорский Богородицкий (мыза Марьино, ныне с. Курковицы Волосовского р-на) - 24 авг. 1899 г. выделился из Вохоновского мон-ря. Он был устроен на земельном участке в 177,5 га, в 1893 г. пожертвованном отставным писарем Е. Ф. Бабановым Вохоновскому монастырю. В результате Вохоновский мон-рь был перенесен на эту мызу с названием Пятогорского, а Вохоново вернули Новодевичьему монастырю в качестве фермы, к-рая приносила только убыток. 24 авг. 1899 г. игум. Аполлония сдала Вохоновскую мызу игум. Валентине. Это решение вызвало недовольство значительного числа сестер. В 1900 г. часть из них все же перешли в С.-П. Н. м., часть перевели на Пятогорское подворье в Гатчину. В янв. 1905 г. игум. Антония ходатайствовала перед Синодом об учреждении самостоятельной обители в Вохонове, чтобы Новодевичий мон-рь освободился от взносов в его пользу. Инициативу в этом деле проявила помещица Н. А. Платонова, к-рая заявила о готовности пожертвовать для нового монастыря 150 дес. земли. 9 февр. 1906 г. Синод постановил вновь учредить самостоятельный Вохоновский Мариинский мон-рь. По желанию Платоновой 12 апр. 1906 г. настоятельницей была назначена устроительница первоначального скита мон. Паисия (она должна была покинуть его при назначении игум. Аполлонии), к тому времени подвизавшаяся в Новоторжском Воскресенском мон-ре.

В Пятогорском монастыре находились спроектированные архит. Садовниковым соборная деревянная ц. Тихвинской иконы Божией Матери (1894-1898), церкви иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (1894-1895) и вмч. Пантелеимона (1905-1906; не сохр.). Его подворья - считающийся крупнейшим в области 4-столпный, 5-главый, с шатровой колокольней над притвором, 3-престольный храм Покрова Пресв. Богородицы и блгв. кн. Александра Невского (1907-1914, архитекторы Л. М. Харламов, А. А. Барышников) в г. Гатчине (закрыт в 1939, возвращен в 1992) и деревянная ц. Преображения Господня (1907-1909, архит. В. А. Воротилов, перестроена) у ст. Кикерино. В обители провела последние годы жизни (1896-1904) автор лучшего исторического описания С.-П. Н. м., переводчица, духовная писательница С. И. Снессорева (1816-1904).

1918-1994 гг.

Несмотря на официальное закрытие в 1918 г., реквизицию всех монастырских капиталов в 1919 г. (кладбищенского капитала в 216 650 р. и общего - 604 515 р.) и разграбление обители начиная с 14 апр. 1922 г. под предлогом изъятия церковных ценностей, С.-П. Н. м. продолжал существовать в качестве «сельскохозяйственного общежития», «Воскресенского трудового братства» и колхоза «Труд». В апр. 1918 г. был учрежден Детский союз. С детьми проводились духовные беседы, занятия и игры, они пользовались б-кой. Был освящен престол нового храма - в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». На недолгое время после расстрела митр. сщмч. Вениамина (Казанского), до кон. 1923 г., мон-рь признал власть обновленческого ВЦУ. На 1923 г. в 152 кельях проживала 301 сестра, но часть жилых помещений была передана под общежитие трамвайного парка им. И. Г. Коняшина. Монахини занимались шитьем и вышивкой (вынуждены были также вышивать знамена для совучреждений), продолжали трудиться на огородах, скотном дворе, в хлебопекарне, в мастерских. В храмах обители в 1-й пол. 20-х гг. служили 6 священников и 3 диакона. Последним настоятелем собора был прот. Ф. А. Струков. В февр. 1926 г. в «артели» числился 291 чел., 20 апр. игум. Феофания была награждена патриаршим крестом. Супруга прп. Серафима Вырицкого О. И. Муравьёва, в 1930 г. постриженная с именем Христина, также была насельницей обители и зам. игумении. В апр. 1918 г. был закрыт и 17 янв. 1923 г. ликвидирован Введенский храм при церковно-учительской школе, в 1932-1933 гг. здание, в котором с 1920 г. находилась больница им. И. Г. Коняшина, было увеличено на 3 этажа и перестроено.

На рубеже 20-х и 30-х гг. XX в. обитель была центром церковной жизни города. С 14 нояб. 1927 по 1933 г. в игуменском корпусе при Афонской ц. находился Ленинградский епархиальный совет во главе с прот. Л. К. Богоявленским (в 1935 арестован, в 1937 расстрелян), 8 марта в бывш. игуменских покоях поселились митр. Ленинградский и Гдовский сщмч. Серафим (Чичагов) и его секретарь архим. Никандр (Савельев), с нач. 1932 г.- ключарь Воскресенского собора и Афонской ц. До своего ареста 17 февр. 1932 г. в монастыре нередко проповедовал прот. А. Медведский, тайные постриги до 1930 г. совершал архим. Геннадий (Никифоров). В 1928 г. был ликвидирован Вохоновский монастырь, в 1929 г. закрыт и передан школе крестьянской молодежи Пятогорский монастырь. В эти же годы были закрыты храмы обители: летом 1927 г.- новая Казанская ц. (иконы Божией Матери «Утоли моя печали»), в кон. осени 1929 г.- Трехсвятительская ц., 2 часовни, в 1930 г. по постановлению президиума Ленсовета от 8 июня 1929 г.- старая Казанская (снесена тем же летом), Скорбященская и Илиинская церкви (к 1931 уничтожены, кирпич использован для строительства Московского районного Дома советов, 1930-1935). В апр. 1930 г. Трехсвятительскую ц. перестроили под общежитие для сезонных рабочих. Летом 1929 г. Московско-Нарвский райсовет задумал переоборудовать здания мон-ря под «детский городок» со школой, с 2 детскими домами, мастерскими. На месте кладбища предполагалось разбить парк и устроить детскую площадку. В 1929 г. была ликвидирована монастырская сельхозартель. Среди монахинь произошло разделение на сторонниц иосифлян, которых возглавила мон. Мария (Брусникина; ее арестовали 21 апр. 1931 первой из сестер обители), и сергианцев.

Позднее снесли ограду с часовнями. 13 янв. 1932 г. президиум Московского райсовета решил ходатайствовать о сносе собора и об использовании кирпича «для нужд строительства района». 10 июля 1932 г. по постановлению президиума Леноблисполкома от 31 мая 1932 г. закрыли собор (официально под универмаг). К сент. 1932 г. его передали для «расположения местно-территориальной бригады ПВО (казарм)». Он был разграблен, капитально перестроен внутри и разделен на 6 этажей. В кельях разместили общежитие трамвайного парка им. И. Г. Коняшина, швейные цеха. В 1932 г., преимущественно в ночь на 18 февр., были арестованы приблизительно 126 насельниц и юродивый Гриша (Г. К. Деянов). Главной обвиняемой стала «ярая антисоветчица», зам. игумении, казначея мон. Серафима (Реут). В числе репрессированных была насельница мон-ря с 1921 г., уроженка Ярославской губ. прмц. Серафима (Горшкова). Не менее 12 насельниц были осуждены, остальные высланы. 26 июня 1933 г. президиум Ленсовета принял постановление о сносе т. н. бесхозного здания колокольни с Исидоровской ц. Ее разборку закончили в нач. 1934 г. В 1933 г. была смыта позолота, к апр. 1934 г. снесены купола 3 храмов монастыря и звонницы и был «фасаду придан гражданский вид». В окт. 1933 г. был отправлен на покой митр. Серафим (Чичагов) и направлен на Ленинградскую кафедру митр. Алексий (Симанский), к-рый поселился в 3 комнатах на 2-м этаже игуменского корпуса.

Казанский собор. Фотография. 2017 г. Фото: А. В. Слезкин
Казанский собор. Фотография. 2017 г. Фото: А. В. Слезкин

Казанский собор. Фотография. 2017 г. Фото: А. В. Слезкин
Игум. Феофания была арестована в 1927 г. и 31 марта 1935 г., после чего выслана в Уфу. В 30-х гг. в Афонской ц. служил прот. сщмч. Василий Сокольский. Его внук в 2003 г. передал в С.-П. Н. м. образ Спасителя, написанный в мон-ре и принадлежавший священномученику. В 1935 г. в храме служили 7 священников и диакон. В мае 1935 г. был ликвидирован Ленинградский епархиальный совет. 19 авг. 1937 г. был арестован и 31 авг. расстрелян прот. Павел Карманов, в дек. того же года расстрелян прот. Леонид Дьяконов. 7 марта 1938 г. был арестован и 18 марта расстрелян последний священнослужитель Афонской ц. протодиак. Владимир Беляев. 20 апр. 1938 г. церковь закрыли, часть утвари сожгли во дворе. Удалось спасти только икону Спасителя и воздухи, переданные в монастырь. Еще 8 янв. 1938 г. Московский райсовет Осоавиахима ходатайствовал о размещении в храме «военно-учебного пункта» «боевой подготовки допризывников». Но президиум Леноблисполкома принял решение передать церковь Московскому райсовету под жилье. 31 мая церковное здание передали районному жилому управлению, затем перестроили и разделили на квартиры. 12 дек. 1937 г. митр. Алексий был изгнан из монастырской квартиры.

С ликвидацией в мае 1938 г. последней действовавшей в мон-ре Ватопедской Афонской ц. молитвенная жизнь в обители прекратилась на мн. десятилетия. Убранство всех церквей было утрачено. В зданиях располагались склады, цеха, предприятия торговли, роддом, в годы войны - штаб ПВО, затем, после войны, в 40-50-х гг.,- ин-т «Гипрорыбпром», в соборе - Снабэнерго, с 27 апр. 1955 г. в соборе размещался архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда, др. здания занимали объединение «Сокол», райвоенкомат, с 1976 г. работал Научно-исследовательский ин-т электромашиностроения. На месте сельскохозяйственных угодий обители построено здание Союзпушнины (1937-1939, архит. Д. Ф. Фридман). Казанскую ц. занимал производственный цех, в 60-х гг. предпринимались попытки взорвать здание. Постоянно подвергалось разграблениям кладбище. В советское время, после закрытия храмов, верующие обычно собирались у надгробного памятника жене генерала от кавалерии А. А. Вершининой, которая умерла молодой от туберкулеза. Созданный в 1915 г. скульптором П. О. Кюфферле памятник представляет собой возвышающуюся у массивного креста из розового гранита бронзовую скульптуру Христа Спасителя. Под предлогом создания на территории монастырского кладбища музея-заповедника 16 сент. 1968 г. Ленгорисполкомом было принято решение «ликвидировать на Новодевичьем кладбище могилы, к-рые не содержатся родственниками, и убрать надмогильные сооружения, не представляющие художественной и историчной ценности» - т. о. произошло очередное массовое уничтожение надгробных памятников. Восемьсот памятников было выставлено на продажу. Лишь в 1969 г. было утрачено ок. 400 надгробий, их оставалось 4947 и только 48 из них - под охраной государства, а 2393 - т. н. бесхозных.

21 февр. 1989 г. было подано 1-е заявление общины верующих о передаче им новой Казанской ц., где находился механический цех. 26 апр. 1990 г. Совет по делам религий принял положительное решение. 22 окт. решение подтвердил Ленгорисполком, но 26 окт. 1990 г. община заявила о переходе в юрисдикцию РПЦЗ. 16 дек. 1990 г. крипту-усыпальницу Казанской ц. заняла община во имя Новомучеников и исповедников. 5 февр. 1992 г. было издано распоряжение мэра С.-Петербурга А. А. Собчака о передаче здания С.-Петербургской епархии Московского Патриархата. С Пасхи 1992 г. в сев. приделе верхнего храма начались богослужения прихода С.-Петербургской епархии. 15 марта 1992 г., в день Торжества Православия, была отслужена 1-я литургия в приделе, предполагаемом к освящению в честь «Державной» иконы Божией Матери. В окт. 1994 г. нижний храм был опечатан.

1995-2021 гг.

28 нояб. 1995 г. был официально основан Воскресенский Новодевичий мон-рь. Настоятельница (первоначально, с окт. 1996, старшая сестра) игум. София (Силина) ранее исполняла послушание юриста С.-Петербургских духовных школ. 9 дек. митр. Владимиром (Котляровым) был упразднен приход. 22-29 дек. 1996 г. окончательно сформировалась монашеская община. Первые сестры (в окт. 1997 - 13 чел.) поселились в келейном корпусе к северу от церкви. С этого времени началось возрождение обители с Казанского храма, хотя большинство строений мон-ря, кроме 3 флигелей, использовалось объединением «Электронмаш» и др. арендаторами. Был отремонтирован храм, восстановлен главный иконостас, основан приют для престарелых женщин. Статус С.-П. Н. м. был утвержден постановлением Синода от 4 апр. 1997 г.

При благоустройстве территории в 1995-2003 гг. были обретены останки игум. Феофании (Готовцевой). Уже в дек. 1996 г. были установлены кресты над местами захоронений игум. Феофании, благочинной мон. Варсонофии (Крымовой; † 3 февр. 1866) и игум. Евстолии (Дорофеевой) у алтаря Воскресенского собора. В 1995 г. Новодевичье кладбище было признано памятником федерального значения. На кладбище, к северу от места Скорбященской ц., было приведено в порядок несколько могил клириков и насельниц, там же находится чтимое захоронение странницы Дарьюшки (Шурыгиной). 22 сент. 2002 г. неподалеку был закреплен участок площадью 462 кв. м для погребения монахинь.

В обители стали появляться святыни. Казанская икона Божией Матери, происходившая, по преданию, из одного жен. мон-ря, с 1938 г. хранилась дома у А. Терентьева, к-рый пожертвовал ее в 70-х гг. в Никольский кафедральный собор С.-Петербурга. Потемневшую от времени икону передали в С.-П. Н. м., где 6 нояб. 1996 г. она обновилась. С 12 дек. того же года икона находится перед левым клиросом Казанской ц. Торжественным событием стало для мон-ря обретение 24 июля 1998 г. мощей архиеп. Верейского сщмч. Илариона (Троицкого), погребенного на Новодевичьем кладбище. Его могила со скромным бетонным крестом пользовалась почитанием верующих. 9 мая 1999 г. мощи сщмч. Илариона были перевезены в московский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери ставропигиальный мужской монастырь, частица его мощей и облачение, к-рое принадлежало митр. сщмч. Серафиму, крест и Евангелие, панагия являются святынями С.-П. Н. м. и находятся в особой раке и ковчеге перед левым клиросом Казанской ц. Указом митр. Владимира в соответствии с решением Синода от 19 авг. мон. София была утверждена в должности настоятельницы с возложением наперсного креста.

4 июля - 7 сент. 2001 г. обители был возвращен весь комплекс зданий. Казанская ц. украшена 3 деревянными резными иконостасами, покрытыми позолотой. Иконы выполнены преподавателями СПбДА В. Т. Ждановой и И. А. Кусовым. 17 июня 2006 г. митр. Владимир (Котляров) совершил освящение Казанского храма.

К 20 марта 2005 г. были восстановлены шатер и купола Афонской ц., к осени 2006 г. завершена реставрация ее интерьеров. Разработку эскиза иконостаса из искусственного мрамора и росписей в визант. стиле возглавил прот. Виталий Шумилов, руководитель иконописной школы им. прп. Алипия Печерского в г. Дубне, мастера которой расписали храм (ранее они работали в Казанской ц.). 13 сент. 2006 г. в обновленном храме была совершена 1-я литургия. 30 дек. 2006 г. состоялось освящение малых куполов собора. За короткие сроки были сооружены и 3 марта 2007 г. митр. Владимиром освящены центральные купол и крест. Собор расписан, заново создано его внутреннее убранство. 31 мая 2019 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил чин его великого освящения.

25 сент. 2005 г. заложена новая юж. часовня вместо утраченной. Она освящена во имя прп. Сергия Радонежского и равноап. Нины. 27 сент. освящен поклонный гранитный крест близ Казанской ц. (архит. В. Н. Жуйков), 12 окт. митр. Владимиром освящены колокола мон-ря. Устроены новые храмы - во имя прп. Серафима Вырицкого в игуменском корпусе (2012; расписан иконописцами монастырской мастерской Е. Ивановой и А. Сысловой), в честь явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому в 3-этажном строении советского времени на месте старой Казанской ц., где находятся швейные мастерские монастыря (2014), и во имя прп. Силуана Афонского. 10 авг. 2016 г. в аэропорту Пулково мон-рь открыл часовню иконы Божией Матери «Благодатное Небо». 17 сент. 2016 г. митр. Варсонофий (Судаков) освятил закладной камень воссоздаваемой монастырской колокольни.

19 июля 2004 г. внуки вел. кн. Петра Николаевича Романова, кн. Николай Петрович и кн. Дмитрий Романович, передали в С.-П. Н. м. реликвию Дома Романовых - икону Спасителя (1886). В 1908 г., перед погребением прав. Иоанна Кронштадтского, эта икона всю ночь покоилась на его честных останках.

В С.-П. Н. м. находятся мн. святыни: фамильный крест Дома Романовых с частицей Креста Господня; чтимый образ ХIХ в. вмч. Пантелеимона с частицей его мощей (благословение Св. Горы Афон); Афонская икона XV в. с частицами мощей - дар (26 сент. 2006) патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера); икона «Страшный Суд» (XVI в.) - дар (2004) Президента РФ В. В. Путина. Ахтырская икона Божией Матери была обретена в г. Ахтырке Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина). 2 июля 1739 г. через Харбин, Бразилию и Сан-Франциско икона была привезена в Россию и в июле 2010 г. Президентом РФ Д. А. Медведевым передана в С.-П. Н. м., в Воскресенский собор. В обители пребывают ковчеги: с частицами мощей 12 апостолов и К-польских святителей; свт. Спиридона, еп. Тримифунтского; с рождественскими святынями (дары В. Н. Жемирова, 2015); с частицей мощей св. Иоанна Предтечи (дар потомков Н. М. Ефимова, 2016); с шуйцей прп. Иоанна Дамаскина; с частицами мощей мч. Модеста; св. Давида Гареджийского, с частицей пояса Пресв. Богородицы и мощей св. Богоотец Иоакима и Анны; с частицей мощей кнг. равноап. Ольги; с десницей сщмч. Илариона (Троицкого); с частью честной главы прмц. Марии Гатчинской; с частицей мощей блж. Матроны Московской.

В С.-П. Н. м. находятся иконы с частицами мощей апостолов Луки и Марка, кн. равноап. Владимира, священномучеников Власия Севастийского, Петра (Зверева) и Серафима (Чичагова), великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, великомучениц Анастасии Узорешительницы, Марины (Маргариты) Антиохийской, Параскевы Пятницы и Варвары, преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, мучеников Маврикия Апамейского, младенца Кирика, Валериана Римского, Уара Египетского, Валерия Мелитинского, Прова, Тараха и Андроника, мучениц Иулии Карфагенской, Цецилии и Констанции Римских, Пузовских новомучеников, священноисповедников Афанасия (Сахарова), Виктора (Островидова) и Николая (Могилёвского), преподобноисп. Александра (Орудова (Уродова)), святителей Феодосия Черниговского (икона ХIХ в. написана сестрами обители), Игнатия (Брянчанинова), Филарета (Дроздова), Тихона (Беллавина) и Иоанна (Максимовича), преподобных Андрея Критского, Евфимия Великого, Навкратия Студита, Арсения Коневского, Амвросия Оптинского, Амфилохия Почаевского, Германа Аляскинского, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Макария Калязинского, Максима Грека, Феодора (Ушакова), Симеона (Желнина), Евфросинии Полоцкой, Анастасии Киевской, Пелагии Антиохийской, Афонских и Дивеевских преподобных, блгв. кн. Олега Рязанского, блгв. кнг. Анны Кашинской, прав. адмирала Феодора Ушакова и др.

27 апр. 2014 г. в С.-П. Н. м. вернулась икона Божией Матери «Отрада или Утешение», к-рая считалась утраченной, но была обретена в Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре и идентифицирована по надписи на обратной стороне. В 2017 г. для образа была изготовлена драгоценная риза. В 2019 г. икона в позлащенном киоте с 8 иконами-клеймами была помещена в собор под специально изготовленную сень. Новонаписанная Ватопедская икона привезена в 2010 г. в Афонскую ц. схиархим. Ефремом, настоятелем Ватопедского монастыря.

С 2003 г. во Введенском храме начались постоянные богослужения. Силами мон-ря была оформлена могила Победоносцева. С 1996 г. при С.-П. Н. м. действует воскресная школа, с 1999 г.- Свято-Владимирская школа (с 2003, после 2-летнего ремонта,- в историческом здании). Ок. 250 воспитанников получают дополнительное образование на 6 отделениях. 9 апр. 2015 г. здание Свято-Владимирской школы было полностью возвращено монастырю. При С.-П. Н. м. действуют центр помощи молодым мамам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, «Благодать» (с 2016 - в новом помещении), богадельня, благотворительный диагностический медицинский центр «Белая роза».

Первый наместник возрожденной Александро-Невской лавры, духовник СПбДАиС архим. Кирилл (Начис), участник Псковской миссии, подвергавшийся репрессиям, в последние годы жизни пребывал на покое в мон-ре, где и скончался 10 марта 2008 г.; погребен у зап. стены Казанского храма. К марту 2021 г. в С.-П. Н. м. проживали 30 насельниц, служили 5 штатных священников.

С 1999 г. в Тосненском р-не (пос. Лисино-Корпус) действует монастырское подворье с ц. Происхождения Честных древ Креста Господня. Первый храм в расположенном там здании Егерского уч-ща, принадлежавшем Лесному департаменту, был освящен в 1846 г. В 1860-1862 гг. по проекту архит. Н. Л. Бенуа, утвержденному императором 10 окт. 1858 г., при учебном лесничестве (ныне Лисинский лесхоз-колледж) для его воспитанников и служащих подрядчиком И. О. Леднёвым сооружена и 14 окт. 1862 г. освящена сохранившаяся каменная церковь. Трехчастный, одноглавый, с высокой шатровой колокольней над притвором храм с планом в виде рим. креста, высотой до основания купола 38,5 м, рассчитан на 600 чел. и сочетает черты романского, готического и русского стилей. Резной дубовый иконостас по рис. Бенуа изготовлен столичным купцом И. И. Николаи, иконы написал акад. В. В. Васильев, утварь - работы ювелирной фирмы П. И. Сазикова (все утрачено). Богослужения в храме посещали императоры Александр II и Александр III. Церковь закрыта 9 окт. 1933 г., 1-е богослужение состоялось на Пасху 1996 г., а 16 сент. 1999 г. храм получил статус подворья мон-ря. 27 нояб. 2000 г. храм был передан обители и отреставрирован, освящен 18 нояб. 2001 г. еп. Тихвинским Константином (Горяновым; ныне митрополит Петрозаводский и Карельский).

5 дек. 2001 г. распоряжением митр. Владимира мон-рю для открытия подворья и организации благотворительной деятельности был передан комплекс новоустроенного храма во имя равноапостольных Константина и Елены в пос. Ленинское (Хаапала) Выборгского р-на Ленинградской обл. В наст. время этот комплекс является самостоятельным мон-рем, он открыт постановлением Синода от 6 окт. 2006 г.

Другой монастырский скит расположен в дер. Жуки Себежского р-на Псковской обл. Автор проекта нового величественного храма во имя Св. Троицы с приделом блгв. кн. Александра Невского в древнем псковском стиле со сложным объемно-пространственным решением и с пристроенным келейным корпусом - архит. А. А. Анисимов. Храм заложен 14 авг. 2012 г., в 2015 г. освящены купола и кресты, 12 сент. совершена 1-я Божественная литургия. В комплекс войдут также паломническая гостиница и игуменский дом.

Арх.: ЦГИА СПб. Ф. 1. Оп. 1; Ф. 19. Оп. 46; Ф. 513. Оп. 102. Д. 788; РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 668; Кормильцева О. М. Церковь иконы Казанской Божией Матери: Ист. справка. СПб., 1993 // Архив КГИОП СПб.
Лит.: Игум. Феофания (Готовцова). СПб., 1868; Воскресенский Новодевичий мон-рь // Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1883. Вып. 7. С. 415-428; Снессорева С. И. Дарьюшка: Очерк жизни рус. странницы. СПб., 1864; она же. С.-Петербургский Воскресенский 1-кл. жен. общежит. мон-рь. СПб., 1887. 3 ч.; она же. Рус. странница Дарьюшка: Рассказ с ее слов. СПб., 19864; Список лиц, погребенных в Воскресенском 1-кл. общежит. жен. мон-ре. СПб., 1887; Положение о кладбище с.-петербургского Воскресенского общежит. жен. мон-ря. СПб., 1889; Бахтиаров А. А. Воскресенский Новодевичий мон-рь в С.-Петербурге // Рус. паломник. 1890. № 6, 8, 10, 12, 15; Лавры, мон-ри и храмы на Св. Руси: С.-Петербургская епархия. СПб., 1908. Вып. 1. С. 49-59; Бронзов А. А. Св.-Владимирская жен. церк.-учительская школа. Пг., 1914; Кормильцева О. М. Воскресенский Новодевичий мон-рь: Кр. ист. справка. СПб., 1982; она же. Воскресенский Новодевичий мон-рь // Памятники истории и культуры Петербурга. СПб., 1994. Вып. 3. С. 48-61; Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 124-130; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995; Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. XX вв. / Ред.: Б. М. Кириков. СПб., 1996; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справ. по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга, 1917-1945. СПб., 1996. С. 24-35; Основательница петербургского Воскресенского Новодевичьего мон-ря игум. Феофания. СПб., 2000; Соколова Л. И. Никто молитвы не отнимет. СПб., 2000; Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Воскресенский Новодевичий мон-рь. СПб., 2007; Дубин А. С. Новодевичье кладбище // Ист. кладбища С.-Петербурга / Сост.: А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. СПб., 2009. С. 472-503; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20103. С. 33-36, 211-212; Берташ А., свящ. Путев. по св. местам С.-Петербурга. СПб., 2010. С. 125-138; он же. Архит. Н. Е. Ефимов: Творческая биография // Вопросы теории культуры / С.-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при РАХ. СПб., 2017. Вып. 43. С. 200-217; он же. Архитектор Э. И. Жибер: Творческая биография // Россия и Франция: Культ. диалог в панораме веков. СПб., 2018. С. 291-315.
Прот. Александр Берташ